В 1874 году в типографии Константинополя была напечатана книга известного армянского ученого-фольклориста Гарегина Срвандзтянца «Из книг и из уст  и Сасунци Давид или дверь Мгера».Это была первая запись армянского эпоса, так называемый «мушский вариант». Через некоторое время был записан «мокский вариант», затем еще четыре варианта, затем еще и еще. В общей сложности, было записано более двухсот вариантов.

1939г. в Армении торжественно было отмечено 1000-летие народного эпоса, издан сводный текст под редакцией ведущих ученых- фольклористов М. Абехяна, Г. Абова с замечательными иллюстрациями художника Мгера Абехяна. Эпос состоит из четырех частей (ветвей): 1. Санасар и Багдасар; 2. Мгер Старший; 3. Давид; 4. Мгер Младший.

Изначально частей было три. Затем в течении времени, вторая часть разделилась, и в результате образовалось окончательное строение эпоса.

Хотя борьба против арабского владычества является лейт-мотивом всего сказа, история начинается с свидетельства языческого культа воды среди древних армян: принцесса Цовинар  перед тем, как покинуть родину, пьет ключевую воду, и, спустя некоторое время рождаются у нее близнецы- богатыри Санасар и Багдасар. Имя принцессы объясняется просто: Цовинар- это наяда, речная или морская нимфа, а в именах и судьбах её сыновей сохранились точные исторические события 2800-летней давности: Санасар и Адрамелик- так звали сводных  сыновей  ассирийского царя Синнахериба (Сенекерим), которые, убив своего отца, попросили убежища у армянского царя Паруйра (IXв. до н.э.) и основали  нахарарский дом Арцруни.

В эпосе они основывают город Сасун и род Джоджанц или сасунских цуров (упрямцев).